В своей сущности коучинг не учит, этим и отличается от наставничества, тренерства, менторства
Родоначальником истории появления коучинга принято считать Тимоти Гэллвея (Timothy Gallwey) педагога Гарвардского Университета. В своей книге «Внутренняя игра в теннисе» он открыл новый взгляд на спорт в целом и на достижения в частности. Тимоти обратил внимание на то, что соперник внутри себя гораздо сильнее и страшнее соперника извне.
Получается так, что в совершенно одинаковом самочувствие и физической форме человек, ранее достигавший результатов, в другой день может не достичь и 1/10 из-за чего-то непонятного и неописуемого. Речь идет не о случайном рекорде, а о постоянном труде, когда существует определенная планка, ниже которой не попасть, но в примерном промежутке – есть дни, когда отметка победы ближе к нолю, чем к десяти. С этого момента игнорировать этот вопрос стало невозможным. Почему так?
Мне кажется, именно с этого вопроса и начался коучинг. Как сделать этот поток внутреннего состояния более регулируемым, как им владеть? Как перестать бояться? Или бояться и делать, но чтобы страх не ухудшал результаты? Как концентрироваться? Как научиться думать о возможностях, а не об ошибках?
В чем секрет практикующего коуча?
Задача коучинга как раз и заключается в таких вопросах. Он раскрывает потенциалы человека с целью максимального увеличения его эффективности.
Очень важное слово – раскрывает! В своей сущности коучинг не учит, этим и отличается от наставничества, тренерства, менторства.
В работе с системами, такими, например, как компания, коуч может развить идеи и поддержать их воплощение таким способом, который неведом никому из фирмы, что поможет сплотиться коллективу. Весь секрет в том, что практикующий коуч думает о потенциале каждого члена команды и группы в целом, а не о показателях.
На рабочем месте можно выделить несколько основных применений коучинга:
— мотивация персонала;
— вопросы взаимоотношений;
— создание команды;
— выполнение заданий;
— развитие персонала;
— планирование и контроль.
Успех и вера в себя — это почти навык
Сила практикующего коуча заключается в том, что клиенты выходят с планки рутины и цикличности на уровень осознания и ответственности, то есть коуч создает для этого безопасную среду.
Весьма часто на работе сотрудники боятся неудачи, они не уверенны в себе, сомневаются в собственных силах, в связи с этим не проявляют свой потенциал, реализуя себя на 20-40%.
Успех и вера в себя это почти навык, его нужно накапливать, понимать, что это результат собственных усилий, а не абстрактной удачи. И в этом, как раз, могут помочь руководители, которым чаще всего страшно за свое место, они не могут признать свои ошибки, боятся, что их могут сместить или «подсидеть» или еще хуже – подставить.
Однако для того, чтобы сформировать у подчиненных уверенность в себе, нужно немного отпустить вожжи контроля и желания поддерживать идею собственного превосходства.
Лучший способ остаться на своем месте – помочь людям превзойти нас
Да-да, как бы страшно это не звучало, но в действительности работники будут пытаться превзойти самих себя, этот процесс настолько увлекателен, что думать о месте начальника будет некогда.
Вспомните свое детство, когда родители незаметно для вас поддавались и вы выигрывали, или в действительности обыгрывали их в чем-либо. Как думаете – вы, после своего выигрыша в монополию, смогли встать на их место? 😉 Конечно же нет.
Помочь людям превзойти нас — это нелегко. Однако гордиться успехами своих сотрудников – это умение «выиграть-выиграть». Все эти компоненты – большой успех даже очень маленькой компании.
Мизраэль ФРОЛЛО, практикующий коуч, e-mail: F.Mizrael@gmail.com