Не так много людей, как кажется на первый взгляд, вовлечены в процесс работы в компании, на предприятии. И у каждого на это своя причина: не та сфера, родители уговорили выучиться, «я думал это престижно», «я хотел денег», «я не знал, как сдать математику или русский».
Начальнику кажется, что сотрудник саботирует работу, желая получить только его деньги, а работник и сам не понимает, почему ему не нравится то, что обычно и просто на первый взгляд, чему он учился столько лет? Профессий в нашем мире бесчисленное множество, а вот предназначений не так много. Поэтому чаще всего людям мешает не то, что они выбрали «не то направление», а то, что они не видят более глубоких целей, как своих, так и компании. Деньгами долго мотивированным быть невозможно, так уж устроен наш внутренний мир.
Проработать с каждым специалистом его личные цели и желания и найти им применение в компании, и тем самым предотвратить появление конфликтных ситуаций в коллективе — задача коуча. На выходе от него каждый совершенствуется, растет, а фирма получает вовлеченного сотрудника, готового работать не только для себя, но и для общих целей команды.
Корпоративный коучинг
Корпоративный коучинг (коучинг персонала) позволяет раскрывать личный и профессиональный потенциал на уровне не только человека как единицы, но и на уровне команды в целом.
Существует несколько видов (способов) корпоративного коучинга.
Первый – это штатные работники. Они оказывают фирме поддержку в любой области, будь то работа с персоналом, с группой работников, формирование стратегии компании, развитие потенциала у руководящих должностей. В России это крупные компании по типу – IKEA, HP, МТС и другие.
Второй вариант – целевой внештатный коуч, который нанимается под конкретную задачу или проект, как, например, бухгалтер или юрист на аутсорс.
И третий – менее выделенный, когда руководитель или директор использует приемы коучинга, не являясь отдельным специалистом.
Коуч штатный или внештатный?
У каждого из направлений есть свои преимущества.
Штатные коучи постоянно на страже, имеют достаточно времени, чтобы изучить коллег, работают на команду в целом, ибо успешность компании дает успех каждому работнику. Внештатники замотивированы на четкий результат, так как от этого на прямую зависит их гонорар, подходят к любому запросу со «свежим» взглядом, непредвзяты.
Иногда бывает, что внештатному коучу работники доверяются с большей охотой, потому что не боятся, что эта информация выставит их в дурном свете перед руководителями. Так же внештатный коуч объективно находится в полноценных партнерских отношениях с фирмой и ее заказчиком, чем штатный коуч, который в свою очередь подчиняется трудовому договору и вышедолжностному лицу.
Руководители и топ-менеджеры точнее всего знают, что именно им надо, экономят ресурсы на отдельном работнике или специалисте, в виде денег и своего времени. Ведь по сути коучинг – это инструмент менеджмента. Представьте, что штатный переводчик выучил еще один язык, который нужен компании.
Коуч как человек, находясь вне внутреннего мира клиента, может дать характеристику на этот мир со стороны, раскрывая другие стороны подхода. И, пожалуй, самое важное – развитие осознанности. Один из основных методов работы с клиентом заключается в вопросах. Вопросы позволяют установить связь между причинами и следствиями, проблемами и решениями. Вопросы помогают выделить структуру, которую можно изучить. Это, примерно, как бухгалтерский баланс в компании: можно сказать, что все хорошо и деньги есть, а можно взять отчет и по пунктам, по шагам разобрать, где прибыль, а где убытки, и, возможно, стоит экономить.
Нужен ли компании коучинг персонала? — Вопрос философский
Все представляют, как выглядит дом или здание, но мало кто может построить их так, чтоб они стояли долго, были надежными и пригодными для жилья. Почти каждый знает, как растет петрушка и укроп, но мы редко растим их сами и в том объеме, который нам нужен на каждый день. Почему?
Потому что каждый занимается своим делом.
Я хорошо сделаю стул за один час, но, чтобы сделать ботинки, мне потребуется долгое обучение, желание, которого у меня нет, практика и много времени. Так почему бы не довериться человеку, который любит делать обувь так же, как я стулья, и не обменяться плодами нашей деятельности.
Мизраэль ФРОЛЛО, практикующий коуч, e-mail: F.Mizrael@gmail.com