Офисы в Москве демонстрируют гибкость

0
38
офисы в Москве 2020

Офисы в Москве из-за длительной самоизоляции могут лишиться львиной доли арендаторов. В выигрыше окажутся те, чьи собственники сумеют гибко и во-время отреагировать на изменения спрос. В любом случае передел офисной недвижимости неизбежен, уверены аналитики.    

Портал Бизнес в Москве публикует обзор, представленный Агентством TrendFox.

Растет сегмент гибких сервисных офисов  

На падающем рынке московской офисной недвижимости растет только сегмент гибких сервисных офисов. Его прирост по итогам 2020 года может составить 50 процентов. Востребованность нового формата приведет к переделу всего офисного рынка, считают аналитики компании Space 1. Согласно их исследованию, доля сегмента так называемых гибких офисов к концу года вырастет на 50 процентов (с 1 до 1,5 процентов рынка). Это произойдет на фоне прогнозируемого экспертами JLL по итогам 2020 года падения объемов купленных и арендованных офисных площадей
в Москве на 20 процентов и снижения ввода новых объектов как минимум на 6 процентов.  

Арендаторы отказываются от классической аренды офисной недвижимости

«Рост составил бы и 100 процентов, если бы не коронавирус, – утверждает CEO Space 1 Павел Федоров. – Но даже в нынешних условиях общее падение рынка обернется перераспределением спроса в пользу гибких офисов. Их доля вырастет многократно – как раз за счет огромного притока в сегмент тех арендаторов, которые сейчас и отказываются от классической аренды».

Офисы в Москве в гибком формате — что это такое  

Гибкий, или flex office, – это новый формат офисных площадей, полностью готовых к въезду, быстро адаптируемых под потребности клиента (брендинг, планировка) и сдающихся на гибких (сроки и
площади аренды) условиях. В ставку аренды уже включены мебель и оборудование, услуги клининга, ресепшн и охрана, интернет, расходники для принтера и прочие офисные расходы.

При этом flex office – не коворкинг, а полноценный изолированный офис. Он рассчитан минимум на 30–50 сотрудников. Имеет всю необходимую инфраструктуру – рабочие пространства, переговорные, кухни и зоны отдыха.

Но раньше этот формат был востребован в основном IT и telecom-компаниями, банками и проектными командами. С началом же пандемии гибкими офисами начали интересоваться также
ритейл, окологосударственные, производственные и FMCG-компании.

Запросы изменились качественно

Изменилось и качество запросов, отмечает Павел Федоров. Если  раньше ежемесячно на гибкие офисы поступало 15–20 заявок, часто просто чтобы познакомиться с форматом на будущее. То в марте – апреле – уже по 10–15 конкретных запросов на переезд во flex-формат.

Запросы скорректировались и содержательно: в ТЗ на гибкие офисы в Москве сокращается количество постоянных рабочих мест. Те, кто в начале года запрашивал 100 постоянных мест, теперь просят 80
постоянных + 20 для временной работы. Зоны hotdesking стали обязательными. Вырос спрос на комнаты для совещаний, кабины для телефонных переговоров. Добавились требования к полноценному оборудованию для видеоконференций.

На какой срок арендуются офисы в Москве

Изменился средний срок  потенциальной аренды. Если раньше компании интересовала возможность выхода из договора через 18–24+ месяца, сейчас это 12+ месяцев, при этом за большую свободу «маневра во времени» компании готовы доплачивать +10–15% к ставке).

По словам Павла Федотова, «гибкими офисами интересуются компании двух категорий.

Быстрорастущие хотят «все включено» с возможностью расширения 

Первая категория – департаменты или бизнес-юниты крупных компаний, которые быстро растут. Это чаще всего IT-
подразделения или подразделения, связанные с новыми для компании продуктами. У них есть определенные требования к рабочим местам, в первую очередь это безопасность и комфорт
сотрудников. И они получают полноценный закрытый, профессионально обслуживаемый офис с возможностью расширения в случае их дальнейшего роста в горизонте 2–3 лет. При этом им не
нужно тратить деньги на ремонт, оборудование и мебель.

Средние и выросшие предпочитают комфорт бетону 

Вторая категория спроса – средние компании соштатом 50–150 человек, которые выросли и решают, что выгоднее: “заложиться” на 4-5 лет – арендовать офис “в бетоне”, потратить несколько десятков миллионов на его ремонт “под себя” и через полгода въехать в него – или завтра же сесть в гибкий офис, готовый, кастомизированный и
брендированный под них. Большинство выбирает второй вариант, это легче и менее рискованно, чем вынуть существенное количество денег из оборота, который сейчас гораздо менее предсказуем».

Оставьте свой комментарий!

Пожалуйста, оставьте свой комментарий
Пожалуйста, введите имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.