Сделаем небольшое отступление от нашей реальной истории ликвидации фирмы и напомним основные этапы добровольной ликвидации. Подробную инструкцию можно посмотреть на официальном сайте ИФНС . Мы лишь перечислим основные этапы (шаги).
Добровольная ликвидация по правилам
1) Принятие решения о ликвидации и назначение ликвидатора (формирование ликвидационной комиссии). Решение принимается собранием учредителей либо единственным учредителем. После назначения ликвидатора (ликвидационной комиссии) ему переходят все полномочия по управлению фирмой.
2) После принятия решения о ликвидации дается 3 дня на то, чтобы уведомить налоговую (которая является регистрирующим органом) о решении. Уведомление осуществляется по форме № Р15016. К нему прилагается решение о ликвидации.
3) Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами общества.
Такое же сообщение необходимо разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Игнорировать это требование — большая ошибка и непростительная ошибка. Несмотря на то, что это требование действует уже несколько лет, его неукоснительного исполнения налоговые стали требовать примерно с начал 2021 года. И на этом обожглись многие юридические фирмы, которые специализируются (или себя так позиционируют) на услугах по ликвидации.
4) После размещения публикаций в Вестнике и в федеральном реестре (федресурсе) должно пройти не менее 2 месяцев. Этот время дается на то, что бы ликвидируемая фирма разобралась с долгами и должниками.
5) По истечении 2 месяцев со дня публикации ликвидатор (ликвидационная комиссия)составляет промежуточный ликвидационный баланс. Об этом необходимо сообщить в регистрирующий орган путем представления уведомления по форме № Р15016. Сам промежуточный ликвидационный баланс в налоговую не представляется.
6) На этом этапе готовится пакет документов для регистрации ликвидации. В него входят:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма № Р15016);
— ликвидационный баланс;
— квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. Сформировать квитанцию можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины». С 01.01.2019 при направлении документов для госрегистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, оплачивать пошлину не нужно.
— документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, но он не обязателен. Его ПФР может направить по запросу налоговой в рамках межведомственного обмена.
Пакет документов направляется в налоговую. Теперь остается дождаться дня внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.
7) На 6-й рабочий день после подачи документов можно получить документы о регистрации ликвидации юрлица:
лист записи ЕГРЮЛ;
уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе.
В случае отказа в государственной регистрации организация получает документ, в котором изложена причина отказа.
Ликвидация за полгода
Теоретически, если все складывается удачно, ликвидация занимает не больше полугода. Максимально допустимый срок ликвидации — 12 месяцев с даты принятия решения о ликвидации. Продление срока возможно, но для этого придется обращаться в Арбитражный суд. Так объясняют во время бесплатной консультации в ИФНС №46 по г. Москве.
Это в теории и при условии четкого соблюдения всех правил. Но малейшая ошибка в документах, которые подаются в налоговую, и срок увеличивается.