У многих может сложиться впечатление, что количество новостей об электромобилях сегодня больше, чем реальных электромобилей на дорогах. И пока это так. Но автопроизводители вливают миллиарды в неизведанное электрическое будущее, потому что электромобили дешевеют быстрее, чем ожидалось. Но все амбициозные планы по электромобилизации резко контрастируют с тем, что мы видим в салонах. В США, например, низкие цены на бензин спровоцировали резкое увеличение продаж пикапов и спортивных автомобилей в нынешнем году.
И все же …
Кто из автопроизводителей лидирует в гонке за электромобилизацию?
Китай стал последней страной, которая определилась со сроками прекращения производства авто с двигателями внутреннего сгорания, следующей за Францией, США, Индией и Норвегией.
Генеральный директор Volkswagen AG Матиас Мюллер объявил о намерении инвестировать 20 миллиардов евро (24 миллиарда долларов) в разработку электрических версий всех своих моделей к 2030 году и еще 50 миллиардов евро в батареи.
Volvo заявил, что начнет постепенно отказываться от автомобилей, которые работают на органическом топливе, через два года. Автоконцерн Tesla сделал шаг к тому, чтобы стать массовым продавцом в августе, когда более дешевый седан Model 3 начал съезжать со своей сборочной линии в Калифорнии.
Надо сказать, что в отличие от других стран, заявивших о массовом переходе на электромобили в связи с необходимостью улучшать экологию, Китай это собирается сделать по разным причинам. Да, китайцы борются с загрязнением и их беспокоят возможные последствия от изменения климата, как и все прочих. Но китайское руководство заинтересовано отказаться от авто с ДВС в пользу электрокаров прежде всего потому, что Китай находится в большой зависимости от импортируемой нефти, что рассматривается как ключевая стратегическая уязвимость. В автопромышленном плане, весь будущий прирост продаж автомобилей в стране планируется за счет электрокаров и гибридов. И сейчас Китай рассматривается как наиболее заинтересованная в производстве электромобилей экономика, что проявляется на дотациях и всевозможных льготах соответствующим инвесторам и производителям. Последние не случайно чуть ли не в буквальном смысле бомбят китайский автопром миллиардными вливаниями.
Сколько электромобилей покупают сегодня?
Электромобили с точки зрения продаж все еще находятся в зачаточном состоянии. Согласно данным Bloomberg New Energy Finance, китайские потребители купили около 289 000 в 2016 г. – больше, чем на любом другом рынке. Европейцы приобрели 215 000, а потребители США — 150 000 (в России – около 100). Это легко сопоставимо с 92 миллионами автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, проданными во всем мире в 2016 году, из которых только в США — 17,6 миллиона.
Объем продаж электромобилей в январе-сентябре 2017 г. составил более 764 000 единиц, что на 46% больше, чем за тот же период 2016 года. В том числе Китай, где за год только электрозаправочных станций планировалось построить 800 тыс.), увеличил продажи на 49%, добавив более 100 000 единиц к прошлогоднему показателю, в результате — 227 000 электромобилей – за 9 месяцев. Европа (+ 39%) и США (+ 31%) также значительно выросли. Япония прибавила 103%, Южная Корея и Канада лидируют.
Япония обязана своим возвращением в тройку лидеров Prius Prime, и с недавним выпуском нового Nissan Leaf продажи должны расти экспоненциально.
По итогам 3 кварталов, продажи в Европе выросли на 39%. При этом, Германия ускорила производство электромобилей, увеличившись на 106% по сравнению с предыдущим годом. Другие страны имеют более лучшие показатели: Исландия (+ 268%), Украина (+ 304%), Словакия (+ 800%).
А согласно недавно опубликованным прогнозам БНЭФ, к 2040 году электрокары будут составлять более половины парка авто, продаваемых по всему миру.
Означает ли это «Прощай бензин»?
Конечно же нет. Но потребление уменьшится. Снизится и потребление газа. Но как скоро? Toyota продала 1,4 миллиона газово-электрических гибридов в 2017 году и рассчитывает продолжать производить их и дальше. В конечном счете, по словам японского гиганта, автомобили с топливными элементами, работающие на водороде, станут лидерами в гонке за наиболее эффективные источники топлива для авто.
Но одновременно с тем, когда автопроизводители вкладывают большие суммы в исследования и разработки электромобилей и батарей, они также работают над тем, чтобы получить больше от двигателя внутреннего сгорания. Toyota представила четырехцилиндровый двигатель Camry, который вдвое меньше потребляет бензина, чем 20 лет назад. Audi в следующем году откроет в Швейцарии завод по производству дизеля на основе воды, воздуха и электричества.
Почему Volkswagen и Volvo избавляются от газа?
Частично это касается и углерода, и дизельного топлива. Европейские автопроизводители и их регуляторы долгое время полагались на дизель для борьбы с загрязнением воздуха, но эта стратегия была подорвана скандалом с Volkswagen.
Новые европейские правила на 2020 год сократят допустимые выбросы углекислого газа на треть, что может привести к большему падению использования газовых двигателей, чем даже работающих на дизельном топливе. Теперь европейские покупатели могут выбирать из 52 автомобилей с полностью или частично электродвигателями; это число вырастет до 95 к 2021 году, говорит BNEF.
Сколько стоят электромобили?
По словам BNEF, из-за аккумуляторных батарей электромобили будут стоить дороже, чем их бензиновые аналоги в течение еще как минимум десятилетия.
На данный момент производители должны платить экологический сбор за утилизацию аккумуляторных батарей. Потому что проблема их утилизации технологически до сих пор не решена. По оценкам, GM ожидает потерять 9 000 долларов на каждом Chevrolet Bolt, который покидает демонстрационный зал перед началом продаж.
Генеральный директор Fiat Chrysler Серхио Маркионне три года назад ухватился за то, что надеялся, что никто не купит электрический автомобиль Fiat 500e, «потому что каждый раз, когда я его продаю, мне стоит это 14 000 долларов».
Почему не нравятся электромобили?
Большой проблемой является по-прежнему длительное время перезарядки. По-прежнему самым удобным способом перезарядить батарею является ее подключение в течение ночи. Это вариант — в основном для людей, которые могут позволить себе приобрести собственное зарядное оборудование и установить его в закрытом гараже.
Другим фактором являются низкие цены на бензин, которые не стимулируют пересаживаться на электрокары. Калифорнийские регуляторы сообщили в январе, что более трех четвертей респондентов опроса еще даже не думали о том, чтобы перейти с бензина на электричество.
Что должно измениться, чтобы у электромобилей появилось светлое будущее?
Стоимость батареи — самый важный фактор, по мнению BNEF. Литиево-ионные аккумуляторные батареи вместе с необходимым упаковочным оборудованием подешевеют до 73 долларов за киловатт-час к 2030 году, с 209 долларов в настоящее время, сообщает BNEF. Исследовательская группа говорит, что нехватка как бытовых, так и общественных электрозарядных станций остается серьезной нерешенной задачей.
Общественная осведомленность и энтузиазм в отношении электромобилей должны расти, и это, в свою очередь, будет стимулировать правительства к поддержанию государственного субсидирования по мере получения новых технологических решений по утилизации аккумуляторов. Базовые модели ShelfElectric могут доминировать к 2040 году по мере падения цен на батареи. Tesla в этом направлении пока называется лидером.
Автопроизводителям электромобилей помогут новые технологии
При всех преимуществах электромобилей, многие эксперты склоняются к тому, что электромобильная лихорадка началась слишком рано. Борясь с одной экологической проблемой в виде выхлопных газов, человечество создает новую, возможно еще большую проблему — в виде отработавших свой срок литиевых батарей. Более того, сама добыча лития, доступные для разработки запасы которого не так уже велики как требуется, является губительной для окружающей экосистемы. И пока не будут найдены альтернативные (доступные по цене) источники электропитания для электромобилей, или пока не будут найдены варианты эффективной и недорогой утилизации батарей, электромобиль не сможет конкурировать автомобилем с ДВС.
Это сегодня. А завтра, очень может быть, что кто-то изобретет аккумулятор, работающий на энергии воздуха, солнца и т.д. Технологии сейчас так быстро развиваются…
Уважаемые читатели! При перепечатывании данного текста, сделайте , пожалуйста, ссылку на портал. Спасибо )))